Ценные советы и рекомендации владельцам пивного бизнеса
А теперь на правах бывалого бармена и уже опытного бизнесмена в сфере пивных салонов, хочу поделиться своими собственными наработками.
Правильное подобранное расположение бара – это всегда залог процветания пивного бизнеса. Одна моя точка находится около большого жилого комплекса, это просто идеальное место, «муравейник». Другая – возле огромного торгового центра, остальные также на «проходняке» возле больших магазинов. Надо понимать, что человек по своей сути очень ленив. Наш мозг настроен на сохранение энергии. И если можно ее сэкономить, то человек не будет делать лишних движений.
Пиво – не товар первой необходимости, в отличие от продуктов. Поэтому важна шаговая доступность бара, по пути в магазин или рядом с ТЦ, метро, парковкой и т.д. Никто не пойдет пешком за пивом 5 км от дома или работы. Человек зашел в магазин за едой, бытовой химией, а по пути – ваше заведение. Почему бы и не отдохнуть? Это удобно и комфортно для клиента. Сами вы себе не сгенерируете трафик и поток людей, каким бы шикарным не было ваш пивбар и богатым ассортимент. Сгенерируют ваш трафик продукты, товары первой необходимости. Это нужно понимать и использовать.
Место для торговой точки.
В этом пункте многие могут не согласиться со мной, но я на собственном опыте убедился, что штрафовать за «косяки», даже минимально, всегда лучше желтых и красных карточек. Конечно, я не предлагаю штрафовать персонал за каждый промах, только в исключительных ситуациях. Посудите сами – человек приходит в ваш бизнес банально заработать. И если он не собирается всю жизнь работать у вас продавцом, то пресловутая «система карточек-штрафов» ему не поможет работать лучше. Что ему те карточки, от них ни холодно, ни жарко. А вот хотя бы минимальное денежное взыскание бьет по карману и уже заставит призадуматься. Карточки работают только в случае, если бармен собирается строить карьеру в вашем заведении, например, вырасти до управляющего.
Система штрафов всегда лучше системы карточек.
Очень полезная практика – время от времени владельцу бара самому постоять за стойкой или прилавком. Этот опыт позволит понять все тонкости своего бизнеса изнутри, увидеть ошибки, важные моменты, узнать логику клиентов, понять, как улучшить торговлю. Также это позволяет показать пример хорошей работы своему персоналу, как правильно общаться с клиентами. Также вы сможете понять, где ваш персонал может «схимичить» и положить копейку в свой карман мимо кассы.
Иногда выходите на работу за своего бармена (продавца).
Если в вашем кафе «час пик», то скорость обслуживания важна. А если в заведение зашел один единственный посетитель, не надо стараться обслужить его за минуту. Я сейчас не о том, что нужно полчаса заставлять его ждать заказ. Но если просто сделать заказ моментально, то клиент купит только то, за чем пришел. Хороший бармен – это еще и психолог. Если он заведет ненавязчивый и непринужденный разговор, даст возможность ознакомиться с ассортиментом, то вероятнее всего клиент закажет что-то еще. И именно поэтому опытный бармен – это 50% успеха и процветания бизнеса.
Среднее время обслуживание клиента.
Ваш персонал, прежде всего, должен любить свою работу, а для этого нужно еще и материально его замотивировать. Грубое общение с клиентами, недовольные или угрюмые лица персонала, который приходит просто «отбыть» свою смену, будут отпугивать посетителей. Повторюсь – клиент должен попадать в дружественную и комфортную атмосферу, чувствовать, что ему здесь рады, и хотеть вернуться.
Старайтесь не экономить на своих продавцах и барменах.
Часто спрашивают: «Нужны ли скрипты продаж для продавцов, барменов?». Я противник ограничений и скриптов в нашем бизнесе. Ничто не может заменить простого человеческого общения. К тому же, все люди (клиенты) разные, к каждому нужен свой подход. Единственный нюанс – скрипты могут помочь, если ваш бармен совсем «зеленый». Более опытный персонал не нуждается в них. Люди, говорящие по скрипту – это автоответчики. Клиент, приходя в ваш бар, должен попадать в дружественную обстановку, теплую уютную атмосферу, будто он пришел в гости к другу выпить пивка. Посетитель не должен чувствовать, что он общается с бездушными роботами, которых интересуют только содержимое его кошелька. И опять же – панибратство тоже недопустимо. В общении с клиентами важно не переступать эту тонкую грань и где-то даже быть психологом.